Мастер – класс для воспитателей по теме:
«Сенсорное развитие»
Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию.
Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо осуществлять сенсорное воспитание.
Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств.
Основой сенсорного воспитания являются анализаторы, органы чувств: глаза, уши, нос, язык, тело (кожа), тактильные анализаторы (руки). Они обладают природными способностями определять: глаза (цвет, форму, величину, пространственные отношения); ухо (звуки); нос (запахи); язык (вкус); тело (внешние качества предмета и температуру, временные отношения).
Главными задачами сенсорного воспитания являются:
1. Научить ребёнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир посредством чтения познавательной литературы, через собственный опыт, пример воспитателя и родителей.
2. Научить ребёнка обследовать предметы.
3. Формировать у детей сенсорные эталоны: цвет, форма, величина, обоняние, эталон звукочастотной чувствительности эталоны осязания.
4. Формировать у детей умения использовать свои сенсорные навыки в разных видах деятельности.
Для решения задач сенсорного воспитания используют разнообразные методы.
1. Обследование предметов. Например: яблоко красное, круглое, большое, сладкое, ароматное.
2. Метод сенсорного развития мотивации обследования. Например: «Зачем надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?» Если земля сухая её надо полить; если земля твёрдая её надо подрыхлить, чтобы дышала земля и лучше проходила вода.
3. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при обследовании. Например, яблоко: форма- круглое, окраска- жёлтое, на вкус- сладкое, на запах- душистое, на ощупь- гладкое.
4. Метод сравнения. Например: сравниваем квадрат и круг методом наложения. Круг - круглый, катиться, нет углов. Квадрат - есть углы, все стороны равны, углы одинаковые.
5. Метод упражнения, т.е. многократное повторение. Например, найдите все предметы круглой формы, красного цвета и положите их на красный коврик.
Для сенсорного воспитания детей необходимо создавать нужные условия, а именно:
1. Разнообразная содержательная детская деятельность.
2. Богатая предметно - развивающая среда (оснащение уголков).
3. Систематическое руководство сенсорным развитием детей, в результате которого дети должны знать все эталоны системы, уметь обследовать.
4. Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Например, в лесу, в парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у берёзы она лимонного цвета, у дуба – коричневого, у осины – красного или лилового. Картина осеннего леса, порка воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорох падающих листьев; учит определять запах грибов, прелой зелени.
Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления, знания, умения и навыки. Это способствует полноценному развитию ребёнка.
- роль в развитии сенсорного воспитания играют дидактические игры, которые расширяют представление ребёнка об окружающем мире, обучают наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.
Роль взрослого в этом процессе — поддерживать интерес детей.
Дидактические игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, конструктор, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, разнообразный бросовый материал (пробки, крышки и т.д.).
«Песочница».
Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.
Игры с крупами.
Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот, поэтому чаще в своей работе я использую фасоль и более крупные крупы.
В глубокую ёмкость насыпаем фасоль и запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая:
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребёнку можно предложить отделить маленькое от большого – опять таки её Величество Сенсорика!
Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева". Формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант). Способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость; игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
- я Вам помогу, как можно быстро и просто, без особых затрат изготовить увлекательные пособия своими руками интересные, разнообразные игры, направленные на сенсорное развитие.
1. «Волшебные прищепочки»
Описание игры.
К каждой картинке должны подобрать прищепки такого же цвета
- : обучение детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.
Бельевая прищепка способствует формированию, а затем развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки. Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку и т.д.)
Описание приготовления пособия:
*Распечатать крупные цветные сюжетные картинки, вырезать их без каких-нибудь элементов, приклеить на картон. На обратной стороне приклеить текст с заданием в стихотворной форме.
Когда дети научатся надевать и снимать прищепки, можно предложить им игры – задания.
- дереву веточки», «Сделай колючки ёжику», «Сделай лучики солнышку» -Проявление творчества.
*Существует еще много различных моментов, помогающих познакомить ребенка с цветом: во время совместных игр называйте не только предмет, с которым вы играете (например, мяч), но и цвет игрушки (это мяч красного цвета). Во время одевания ребенка, называйте цвет одежды: «это платье синего цвета, носочки желтого цвета».
2.Теперь я приглашаю Вас на следующую игру, а в какую, Вы узнаете, отгадав загадки:
Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины, (круг)
Обведи кирпич мелком Злая рыба хвост-лопата
На асфальте целиком, Откусила полквадрата –
И получится фигура – Целый угол, верь не верь!
Ты, конечно, с ней знаком Кто ж он, бедненький,
теперь?
(прямоугольник) (треугольник)
Кубик в краску окуни,
Приложи и подними.
Вася десять раз так сделал –
Отпечатались они. (квадраты)
Приглашаю поиграть в игру « Геометрическая мозаика» (конверт №2)
Описание игры.
Из лежащих на столе геометрических фигур собрать произвольное изображение. Для изготовления данной игры в понадобиться: картон разного цвета трафареты геометрических фигур.
Данное пособие поможет: Развивать мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации. Учить обобщать и сравнивать предметы по величине. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать представление о геометрических фигурах, формах.
Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам (форма, величина, цвет). Развивать речь, умение делать простые выводы.
Варианты игры: «Собери красивые бусы», «Выложи предмет», «Найди пару», «Найди такую же…», «Что изменилось?», «Подбери фигуру» и т.д.
Вы наверно немного устали, давайте отдохнём!
Динамическая пауза
Я буду давать задание, а вы быстро и точно должны выполнить. Например, я попрошу вас, распределится на группы по цвету волос. И пока я досчитаю до 10, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у Вас, цветом волос. И если у черноволосого в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может оставаться в группе «черных». Не бойтесь остаться в одиночестве. Вы просто другой. И потому мы разные! Надеюсь, что понятно? Тогда начинаем. Распределитесь на группы:
по стилю обуви; по наличию часов на руках, по цвету одежды, по длине волос, по цвету глаз; по настроению, которое Вы сейчас испытываете.
- теперь, уважаемые коллеги предлагаю Вам сделать дидактическую игру по различению цвета.
Дидактическая игра «Собери капельки»
Для этой игры надо вырезать из картона разноцветные капельки и контуры стаканчиков.
Игровое задание: ребенку предлагается собрать капельки в стаканчик такого же цвета
Дидактическая игра " Подари зайке морковку ".
Цель: Закреплять знания детей о величине, количестве и счёте. В старшем дошкольном возрасте знакомство и закрепление знаний детей о знаках (больше >,меньше <,равно =). Так же идёт закрепление знаний детей о цифрах от 0 до 10.
Ход игры: Накормим зайчиков. Детям предлагают зайчиков разной величины (больших и маленьких)их нужно накормить подходящими морковками (большими и маленькими).
Дидактическая игра «Матрешкин наряд»
«Наряди матрешку!»
Ребёнок берёт матрёшку и методом наложения выкладывает геометрические фигуры по контуру. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими фигурами нужного цвета.
Заключительный этап
-Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.
- заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях. - Благодарю Вас за активное участие и творческую работу!
|